Система диспетчерского контроля лифтов разработана для обеспечения возможности дистанционного определения работоспособности и необходимости технического обслуживания оборудования.

Практически все позиции по ДКЛ прописаны в государственном стандарте 34441-2018 «Лифты, диспетчерский контроль. Общие технические требования». В этой технической документации расписаны ключевые моменты относительно организационных моментов, правильность и достаточность проведения монтажных работ и так далее. Для регламентирования этих понятий используется терминология ГОСТ 33605, что рассмотрим более подробно со специалистами «Волимас Юг».

Термины государственных стандартов

Функциональные характеристики и особенности эксплуатации систем дистанционного управления требуют разбора базовых понятий и терминов:

  • вызов – это средства передачи сигнала от лифтовой системы непосредственно диспетчеру;
  • лифтовое диспетчерское оборудование – это составная часть обеспечения контрольной функции, располагаемая в лифте, и способная принимать вызов или передавать сигнал в двухстороннем порядке;
  • устройства вызова – это средство связи, которое используется для передачи сигнала бедствия при аварийных ситуациях;
  • диспетчерское оборудование – это набор технических средств управления и выполнения контроля, которая располагается в специально оборудованном помещении и служит для мониторинга информации по состоянию лифтовых систем;
  • диспетчерская служба – это комплексное понятие, включающее персонал и аппаратуру, которая призвана выполнять мониторинг и реагирование на аварийные ситуации или ненормальные режимы работы лифтов.

При организации системы диспетчерского управления и контроля не меньшая важность отводится понятиям поставщик оборудования и клиент. Это задает полноту отношений и определяет объемы сотрудничества. Также указанные выше термины отражают тот факт, что организация ДК является комплексным мероприятием.

Что входит в состав ДКЛ?

Если рассматривать изделие по отдельности, то здесь выделяются следующие составные элементы:

  1. Датчики и измерительные приборы. Указанные устройства обеспечивает первичное считывание информации об окружающей среды и различного рода раздражителей, которые влияют на нормальный режим работы. Сюда могут включаться датчики давления, положения дверей кабины и так далее.
  2. Элементы связи и подачи аварийного сигнала. Оборудование узкой направленности служит источником получения аварийного сигнала. При нажатии на соответствующую кнопку или при срабатывании датчика на пульт управления персонала поступит соответствующий сигнал.
  3. Пульт диспетчерского контроля. Мониторинг за ситуацией выполняется через персональный компьютер, на котором установлены специальные программные продукты. В зависимости от технического оснащения и задач, часто создаются единые службы для работы с большим числом подъемных механизмов.

Для правильной и эффективной работы система должна отличаться высокой взаимосвязанностью. Элементы должны поставляться в достаточном объеме для сдачи объекта или с учетом требований заказчика. Вне зависимости от объемов поставки, комплекс сопровождается технической документацией и руководством пользования.

Требования к производителям по диспетчерскому контролю лифтов

Организовать контроль за функционированием лифтового оборудования можно несколькими способами. В первом случае речь ведется о создании отдельной службы или организации, которая будет осуществлять постоянную контрольную функцию. Для организации такого процесса производитель обязан руководствоваться базовыми требованиями ГОСТ 33984.1-2016. Особое внимание следует уделить пунктам 5.12.3.1 и 5.12.3.2.

В рассматриваемых пунктах указано, что при поставке технического оснащения в обязательном комплекте должно находиться устройство обеспечения дистанционной экстренной связи. При перевозке пассажиров аппаратура должна создавать условия для обеспечения двусторонней переговорной связью. Это делается для повышения безопасности застрявшего человека и оказанию моральной поддержки при наличии отягчающих факторов.

Во втором случае завод-изготовитель при предоставлении монтаже обязаны выполнять требования п. 5.12.3.3. вышеназванного документа. По тексту сказано, что для реализации контроля должна использоваться система датчиков и измерительного оборудования, которые способны сработать при возникновении конкретных ситуаций. К последним следует отнести срабатывание цепей безопасности, открытие дверей при передвижении устройства или открытие эвакуационных люков. Подключение тех или иных систем на месте определяется владельцем.

Дополнительные решения в сфере ДКЛ

Для повышения комфорта, безопасности и эффективности эксплуатации подъемников дополнительно могут устанавливаться следующее:

  1. Камеры видеонаблюдения в кабине и между этажами. Является элементом контроля использования изделием по назначению, выявить виновников порчи технического оснащения или проверить работоспособность лифта. Изображение передается в режиме потока и подвергается записи на жестком носителе.
  2. Элементы дистанционной подстройки основных характеристик работоспособности. При помощи подобных решений также возможно организовать дистанционное отключение электрического снабжения силовой части подъемного устройства.
  3. Приборы для регистрации правильности работы, сбора данных по эксплуатируемого объектов с целью выполнения капитальных ремонтов. Регистрация информационных потоков взаимодействия между основным и дополнительным узлами комплекса.

На основании сказанного выше можно отметить, что реализации функции контроля функционирования лифтовых систем регламентирована постановлением №743. Согласно этого законодательного акта производитель обязан поставлять соответствующий комплекс с целью улучшения комфорта и безопасности применения подъемных средств. Ответственность за использование доступного функционала лежит сугубо на эксплуатирующем лице.

Так как ДКЛ предусматривается для всех моделей пассажирских и грузопассажирских лифтов, рекомендуем прямо сейчас рассмотреть к приобретению доступные модели компании «Волимас Юг». Здесь располагается идеальное разнообразие решений, которые подойдут для офисов, многоэтажных домов, коттеджей, ресторанов и для производственных целей. Уточнить отдельные вопросы всегда можно по контактному телефону или через электронную форму на сайте.